16 января 2024 г.
Уже в 2023 году на трассе «М 11» (Москва-Петербург) были замечены грузовики без водителей. Но не спешите пугаться: это стартовал запуск беспилотных автомобилей для коммерческих перевозок.
Моментом для запуска был выбран МЭФ, форум, проходящий в г. Санкт-Петербург. Сообщается, что уже к осени следующего года трасса будет полностью оснащена необходимым оборудованием для движения грузовиков-беспилотников. На данный момент еще в процессе ремонта находится участок дороги в обход г. Тверь. А уже начиная с 2024 года данный проект начнет бодро шагать по всей стране, как полагают Минтранс и Правительство РФ.
Первопроходцами на «М 11» стали грузовики-беспилотники марки «КАМАЗ». В ближайшее время компанию им составят машины от «СберАвтоТех». Сейчас они проходят финальные испытания, и к настоящему моменту уже было перевезено более семи тысяч тонн груза, а также пройдено свыше 320.000 километров пути.
«Беспилотные логистические коридоры» — совместный проект министерства транспорта и ГК «Автодора», стар которому был дан еще в 2021 году. Сегодня реализуется план по запуску коммерческих грузоперевозок с использованием беспилотной техники. А уже через 7 лет планируется организовать для движения подобной техники свыше 19.000 километров дорог.
Тематика беспилотных грузовиков обсуждается уже довольно давно. Крупнейшие компании мира заинтересованы такими проектами. Среди них: «Яндекс», «СБЕР», «Google», «Baidu», «Huawei» и др. Однако нельзя сказать, что данный тренд развивается всегда лишь по нарастающей. Были моменты, когда активный интерес к беспилотным грузовикам сменялся охлаждением и инвестиционные вливания в отрасль становились не такими значительными, как ранее.
Сегодня в глобальных масштабах происходит именно такой момент. Изначально грузовик-беспилотник был технологическим прорывом, инновацией, однако для массового запуска подобных машин на трассах регионов следует сделать еще очень много. Не могут одномоментно появиться: необходимая инфраструктура, нормативы и законодательные акты, порядок работы в случае ДТП и заранее подготовленные, квалифицированные кадры. Да и примерный порядок стоимости перевозки груза для беспилотного грузовика (против машины с водителем) все же хотелось бы понимать.
Поэтому в случае с беспилотниками требуется исключительно комплексный подход. Нельзя сосредотачиваться лишь на одной машине, как можно было наблюдать у «Waymo» (дочернее предприятие «Google»). И вот сегодня компания готова приостановить свой проект по разработке грузовика-беспилотника, оставляя лишь наработки программ для помощи водителю за рулем. Местные власти выдвигают требования о прекращении использования такси-беспилотников. И общая ситуация вокруг подобных машин становится напряженной.
В России же на сегодняшний день разворачивается комплексный проект по созданию беспилотных логистических коридоров. Сюда входит и эксплуатация самого автомобиля, оборудованная дорога для движения грузового беспилотника, нормы правового характера и т.д. Подобных программ сегодня нет ни в одной стране мира. Ее участниками являются и крупные коммерческие грузоперевозчики, и ГК «Автодор», и т.н. регуляторы движения, а именно: министерство транспорта, экономического развития, промышленности и торговли. По этой причине данный проект получил статус национального.
Проходящие в настоящий момент тестовые запуски техники позволяют оценить эффективность работы грузовика-беспилотника с точки зрения экономики. Насколько выгодно будет перецепить груз с обычного грузовика к беспилотнику?
По предварительным данным такой формат работы сможет показать всю свою выгоду в первую очередь на дальних расстояниях, что для России весьма актуально. А для слаженной дальнейшей работы государство анонсировало введение экспериментального правового режима (ЭПР).
Кроме этого, для мотивации участников беспилотного проекта сформирован механизм субсидий. Такой подход позволит привлечь в рамки ЭПР как можно большее количество компаний. Проект беспилотных грузовиков поможет развивать цифровые технологии в секторе автотранспорта, логистических коридорах, а также, в дальнейшем, повлиять на снижение цены грузоперевозок.
Также грузовики-беспилотники позволят частично закрыть вопрос с нехваткой водителей-дальнобойщиков. А вопрос этот стоит довольно остро: только за последние несколько лет дефицит кадров вырос до 21 процента. Свыше 5 процентов грузовиков вынуждены простаивать т.к. для них просто не хватает водителей.
Массовый вывод на российские магистрали грузовиков-беспилотников – это пока еще долгосрочная перспектива на ближайшие двадцать лет. Однако она не подразумевает полный отказ от грузовиков классического вида. А пока государство озабочено другой задачей: для контроля нового автомобильного сектора требуется создание гос. оператора, который бы занимался организацией движения беспилотников. Насколько быстро получится его создать и будет ли его работа эффективной – узнаем уже в ближайшем будущем.
|