Новости

Рынок грузоперевозок растет или нет?

29 июля 2024 г.

По мнению спецсвязи, рынок растет

Управление спецсвязи по Центральному региону опубликовало статистику по рынку грузоперевозок за первое полугодие 2024 года. По данным отчета, с начала года рынок в ЦФО вырос на 15% по сравнению с тем же периодом в 2023 году. Лидеры по количеству заявок — Владимир, Брянск, Калуга, Смоленск и Тула: на эти города приходится порядка 60% заявок. 

Внутрирегиональные перевозки занимают до четверти от всего объема логистических операций. Межрегиональные перевозки — 75%. Возят грузы, в основном, между крупными городами: Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, Казань, Самара, Ростов-на-Дону, Хабаровск и Владивосток.

Один из драйверов роста — маркетплейсы и рейсы на Восток

За первое полугодие 2024 года объемы отправок грузов на маркетплейсы выросли вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую статистику приводит компания «Байкал Сервис». На маркетплейсы везут всё: от одежды и спортивного питания до электроники и бытовой техники. Растет спрос на крупногабаритные товары — сантехнику, мебель, автозапчасти, спортивный инвентарь.

По словам Валерия Никулина, руководителя направления доставки в маркетплейсы «Байкал Сервис», продавцы онлайн-площадок снижают объемы поставок, но отправляют товары часто и маленькими партиями в распределительные центры, тем самым расширяя географию поставок. 

Еще одно выгодное направление — Китай. За первое полугодие 2024 года российские международные грузоперевозчики выполнили более 60 тысяч рейсов между Россией и Китаем — почти в 1,5 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 2023 года. На треть увеличилось количество заявок на доставку грузов — и, соответственно, объем перевозок. При этом цены выросли всего на 20%: до $12,5 тысяч за 20-тонную фуру. Такие данные приводит биржа грузоперевозок ATI.SU.

Причина популярности грузового автотранспорта — дефицит свободных контейнеров на железных дорогах в Китае, из-за чего рынок вынужден использовать альтернативный способ доставки. Логисты сталкиваются с трудностями и при отправке грузов морским путем — места на судне иногда приходится ждать по две-три недели. 

По мнению экспертов, перевозка грузов автомобильным транспортом привлекательна для грузоотправителей: это удобно и быстро, а передача товара с места отгрузки к месту потребления происходит практически бесшовно. Генеральный директор транспортно-экспедиторской компании Bedford Group Владимир Ворошилов отмечает: когда есть возможность отправить груз автомобилем, экспортеры и импортеры пользуются ей в первую очередь. Но есть и весомый минус — себестоимость таких перевозок часто бывает выше, чем у смешанных — по крайней мере, если говорить о доставке товаров в регионы европейской части России.

Как будет развиваться рынок грузоперевозок

Эксперты спецсвязи спрогнозировали, как будет развиваться рынок грузоперевозок. Основные тенденции — сокращение сроков доставки, оптимизация бизнес-процессов и расширение географии доставок. 

Сокращение сроков доставки. Если в начале нулевых за сутки водитель проезжал 300–500 километров, то сейчас — 600–800. В 2024 году водитель добирается из Москвы до Екатеринбурга за два дня, раньше — добирался за пять. Разветвленность дорог, платные участки трасс с допустимой скоростью 110 км/ч и более, а также цифровизация отрасли дали возможность ускорения грузооборота в стране. 

Александр Иванов, руководитель Cargo.Logistics, считает, что сокращение сроков доставки невозможно без оптимизации бизнес-процессов. Эксперимент по созданию цифровой платформы для перевозчиков проводят в том числе ради этого: с его помощью законодатели хотят сократить время на получение разрешительных и товаросопроводительных документов.

Оптимизация работы и сокращение документооборота. Этот пункт логически вытекает из предыдущего: чтобы оптимизировать сроки, нужно оптимизировать бизнес. Как отмечает управление спецсвязи, запросы на складское хранение, прохождение таможни, транспортировку и страхование грузов стали поступать чаще. Сейчас компании делают акцент на повышении качества сервиса: оптимизации и автоматизации, сокращении срока обработки заявок и перевозки грузов, упрощении работы онлайн-кабинетов пользователей.

География доставок. Логистические цепочки перестраиваются. Явный тренд — расширение географии грузоперевозок на восток и по коридору север-юг. Ключевые направления — Китай и Средняя Азия, Иран, Турция, Армения и Грузия.

По мнению эксперта по логистике Камиля Баймухаметова, для осуществления международных рейсов нужен опытный специалист, который понимает в ВЭДе: как пройти таможню, выстроить логистику и какой пакет документов собрать, чтобы пересечь границу. Нельзя просто взять груз и поехать в Иран: одному водителю с этим не справиться. Кроме того, простой на границе обойдется в копейку — небольшие компании просто не могут потянуть эти расходы.

Вывод на поверхности: компаниям с автопарком до 200 машин выгоднее работать внутри России. Если машин больше, то можно попробовать поставить на международные направления около 20–30 фур. Но нужно понимать, что, в целом, международные перевозки — прерогатива больших игроков с парком от 1000 сцепок. 

Рынок растет, а доходы грузоперевозчиков падают. Почему?

Несмотря на опубликованные цифры, Камиль Баймухаметов не видит роста активности на рынке грузоперевозок. Наоборот: он наблюдает трудности с поиском заказов у небольших транспортных компаний. По его словам, ставки откатились по сравнению с прошлым годом на 5–30%, в зависимости от региона. «Любой перевозчик скажет, что у них ничего не выросло. Может, у крупных компаний другие показатели. Но они выигрывают за счет объемов и, как правило, дают грузоотправителям скидку 5–10%», — отмечает эксперт. 

Однако, факт остается фактом: количественно рынок грузоперевозок растет год к году. Это напрямую связано с ростом ВВП: чем больше товаров производят внутри страны, тем больше машин требуется для доставки. Ставки здесь не являются показателем. Основная же причина снижения количества заказов у грузоперевозчиков — не падение рынка, а его перенасыщение автомобилями. Иными словами, ставки падают из-за того, что нарушен баланс спроса и предложения. 

В 2023 году грузоотправители столкнулись с обратной ситуацией: машин не хватало. Из-за этого стоимость доставки подскочила практически вдвое — и грузоперевозчики начали активнее инвестировать в автопарк и закупать китайские автомобили. Итог: фур снова стало достаточно, и тарифы откатились до нормальных значений. Проблема в том, что инвестировали транспортные компании не свои, а заемные деньги, которые после повышения ставки ЦБ стали стоить слишком дорого. Пока цены на транспортировку держались на высоком уровне, экономика сходилась. Но как только рынок восстановился, перевозчики начали терпеть убытки.


Источник: Cargonomica

Смотрите также:

© 2007–2024
Портал перевозок Возничий