30 сентября 2024 г.
С 1-го ноября 2024-го года в России планируют начать эксперимент по использованию портала госуслуг для информирования автовладельцев о размере платы за проезд по платным дорогам и для погашения этой задолженности. Проект соответствующего постановления Правительства РФ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Правда, в пресс-службе ГК «Автодор» сегодня сообщили, что такая возможность уже реализована для ЦКАД и трассы М-12 «Восток». При этом эксперимент также нацелен на то, чтобы через портал госуслуг информировать владельцев тяжеловесного транспорта о размере платы в счет возмещения вреда с тем, чтобы через портал госуслуг они могли и внести компенсационную плату для получения необходимого разрешения.
Официально эксперимент планируют провести с 1-го ноября 2024-го года до 1-го сентября 2025-го года. Он должен будет охватить два механизма — оплату проезда по платным дорогам и внесение платы в счет возмещения вреда за проезд тяжеловесных транспортных средств. И для первого, и для второго «приспособят» портал госуслуг.
Так, предполагается, что пользователи портала в своем личном кабинете смогут узнать, есть ли у них задолженность за проезд по платным дорогам (и сколько она составляет) и сколько им необходимо выплатить (если они владельцы тяжеловесного транспорта) за получение соответствующего специального разрешения, а также внести необходимую плату.
В целом, эксперимент нацелен на то, чтобы обеспечить информационное взаимодействие различных ведомств и структур, в том числе банков и финансовых учреждений, и улучшить информированность автовладельцев.
Информационное взаимодействие будет осуществляться следующим образом: оператор платных дорог или Росдормониторинг в течение 24 часов с момента начисления платы передают эти данные в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, откуда те поступают на портал госуслуг.
Автовладелец через портал госуслуг производит оплату, о чем в обратном порядке, только с включением еще в цепочку банков и платежных систем, информируется уже оператор платных дорог или Росдормониторинг.
«В настоящее время отсутствует единый механизм информирования владельцев транспортных средств о размере платы за проезд по платным автомобильным дорогам или платным участкам автомобильных дорог и о размере платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления.
Предполагается, что запланированный эксперимент как раз таки позволит апробировать такой единый механизм и обеспечить соответствующим информированием максимальный охват пользователей платных автомобильных дорог и владельцев тяжеловесного транспорта.
Эксперимент уже проводится?
Вместе с тем в пресс-службе «Автодора», который является оператором основных платных федеральных трасс, как раз таки сегодня сообщили, что подобный механизм уже запущен в отношении ЦКАД и трассы М-12 «Восток».
То есть: пользователи этих двух платных дорог уже сейчас могут через портал госуслуг узнать, какую сумму они должны оплатить, и погасить задолженность.
Как уточнили в пресс-службе, чтобы получить доступ к новой услуге, автовладельцы должны в своем личном кабинете просто добавить регистрационный знак транспортного средства.
Информация о размере платы за проезд по ЦКАД и/или М-12 «Восток» появится в личном кабинете в течение 24 часов с момента совершенной поездки. В свою очередь, оплатить проезд необходимо в течение пяти дней.
Как можно предположить, для ЦКАД и трассы М-12 эксперимент смогли реализовать раньше срока потому, что именно на этих дорогах действует безбарьерная система оплаты (free flow), когда автомобиль просто проезжает под «рамками» и соответствующие данные централизованно поступают в единую информационную систему.
А что касается тяжеловесного транспорта?
На самом деле, сервис по оформлению разрешений на крупногабаритный и тяжеловесный транспорт на портале госуслуг запустили еще в октябре 2022-го года.
При этом еще с октября 2021-го года в России действует т.н. «Личный кабинет перевозчика» (по ссылке), который и должен обеспечить единый механизм выдачи специальных разрешений на проезд тяжеловесного и/или крупногабаритного транспорта, в том числе с возможностью внесения платы в счет возмещения вреда.
|