24 сентября 2025 г.
Правительство Российской Федерации обозначило новые, беспрецедентные темпы развития дорожной инфраструктуры. Как заявил председатель правительства Михаил Мишустин на профильной стратегической сессии, страна намерена выйти на ежегодный ввод в эксплуатацию не менее 700 километров скоростных автомобильных трасс. Это заявление, сделанное на фоне уже значительных достижений в данной сфере, подчеркивает стратегический приоритет, который власти уделяют созданию современной и эффективной транспортной сети общенационального масштаба.
По словам премьер-министра, на сегодняшний день общая протяженность скоростных дорог в России приближается к отметке в 9 тысяч километров. Уже в течение шести лет этот показатель должен преодолеть символический 10-тысячный рубеж. Однако на этом останавливаться не планируется. Сформулированная цель — «выйти на ежегодные темпы запуска не менее 700 км новых участков» — является логическим продолжением текущей программы. Важным условием Мишустин назвал необходимость доведения этих магистралей до всех крупных агломераций страны, что позволит связать в единую высокоскоростную сеть ключевые экономические и промышленные центры.
Глава правительства акцентировал внимание на мультипликативном эффекте от таких проектов. «Скоростные трассы значительно сокращают время в пути и стимулируют экономическое развитие территорий», — отметил он. Действительно, появление современной дороги не только решает проблему транспортной связности, но и способствует притоку инвестиций, созданию новых рабочих мест, развитию логистики, туризма и смежных отраслей в прилегающих регионах.
Основным стержнем, вокруг которого будет формироваться сеть новых скоростных трасс, станет масштабный транспортный коридор «Россия», протянувшийся от Санкт-Петербурга до Владивостока. Уже сейчас в его структуру входят две функционирующие платные магистрали: М-11 «Нева» (соединяющая две столицы) и М-12 «Восток», которая в июле текущего года была продлена от Москвы до Екатеринбурга. Как сообщил Мишустин, следующим этапом на этом направлении станет соединение с городами Западной Сибири, что станет важным шагом на пути к полномасштабной реализации проекта.
Помимо этого, в перечне приоритетных задач до 2030 года премьер-министр назвал:
- Строительство не менее 50 обходов населенных пунктов. Эта мера направлена на решение одной из самых острых проблем — вывода транзитного грузового потока из городских черт. Это не только разгрузит улицы городов, снизит заторы и улучшит экологическую обстановку, но и повысит безопасность дорожного движения.
- Формирование транспортных коридоров в южном и восточном направлениях. Развитие маршрутов в этих направлениях имеет ключевое значение для укрепления межрегиональных связей, освоения природных ресурсов и интеграции экономики макрорегионов.
Скоростные автомобильные дороги принципиально отличаются от обычных загородных трасс. Их ключевые характеристики, гарантирующие безопасное и беспрепятственное движение на высоких скоростях, включают:
- Отсутствие одноуровневых пересечений: все перекрестки и примыкания других дорог реализованы в виде эстакад и развязок.
- Запрет наземных пешеходных переходов: для пересечения трассы пешеходами и транспортом местного значения строятся путепроводы и подземные переходы.
- Конструктивные особенности: проезжая часть разделена на минимум четыре полосы (по две в каждом направлении) с обязательным наличием разделительной полосы или барьерного ограждения, что полностью исключает лобовые столкновения.
Именно такая организация движения позволяет устанавливать на этих участках разрешенную скорость до 130 км/ч, что и приводит к кардинальному сокращению времени в пути.
Для реализации столь амбициозных планов предусмотрено масштабное финансирование. По словам Мишустина, в течение ближайших шести лет на строительство скоростных дорог планируется направить более 1 триллиона рублей. Эти средства будут привлечены как из государственного бюджета, так и из частных источников, что свидетельствует о заинтересованности бизнеса в развитии инфраструктурных проектов.
Стоит отметить, что большинство новых скоростных трасс в России строятся на принципах государственно-частного партнерства и являются платными. Эта модель, успешно опробованная на магистралях М-11 и М-12, позволяет не только распределить финансовую нагрузку, но и обеспечивать высокое качество содержания и обслуживания дороги на протяжении всего срока ее эксплуатации.
Заявленный курс на строительство 700 км скоростных трасс ежегодно знаменует собой новый этап в развитии транспортной системы России. Реализация этих планов позволит создать прочный каркас для долгосрочного экономического роста, усилит связность страны и выведет качество автомобильных перевозок на принципиально новый уровень.
|